5e002405
Тёма
История края

Мы наш, мы новый мир построим

Из истории заселения и освоения Слобожанщины

Вырвать человека из привычной, родной среды и бросить в новое, чуждое для него, а порой и враждебное окружение - значит нанести этому человеку страшную психологическую травму, если не погубить его окончательно. А если это касается больших людских масс, вынужденных переселяться на новые места помимо своей воли, то о количестве жертв среди них и подумать страшно.

Принято считать, что самым удачным примером освоения переселенцами новых земель является заселение выходцами из Европы территорий севера Американского континента. Именно тогда, в XVII-XVIII веках, массово выезжающие из Старого Света эмигранты, начали заселение североамериканских земель, вытеснив, точнее, практически уничтожив местное коренное население. Впоследствии пройдя через войны, бурное развитие производства и торговли, утверждение мнимых и реальных свобод, потомки англичан, французов, голландцев и многих других представителей Европейского континента образуют новое государство - США. Государство с сильной промышленностью, крепким сельским хозяйством, основанном на рабском труде, и сильной армией. Все это будет поставлено в заслугу первым поселенцам Америки, стараниями которых была осуществлена "американская мечта". Правда, когда приводят этот пример чуть ли не как единственный, забывают упомянуть другой пример освоения беженцами пустынных земель - приблизительно в то же время, только совсем в другой точке мира. Там, где проходил стык трех противостоящих миров - православного, католического и мусульманского - и где в будущем возникнет процветающий край, гордо именуемый Слобожанщина.

Но вначале - немного истории, предопределившей ее будущее. После Батыева погрома Киевской Руси и попадания ее в зависимость от татаро-монгольских кочевников древнее русское государство разделяется на две равные части: северо-восточную с центром во Владимире на Клязьме, а затем в Москве, и юго-западную, центром которой вначале был Киев, а затем Галич. И если первая постепенно в борьбе с восточными ордынцами и западными крестоносцами создала свою государственность в лице Великого княжества Московского, а впоследствии и царства Русского, то юго-западная Русь попал под влияние Литвы. Правда, поначалу ничего трагического не происходило. Князья литовские, присоединившие русские земли к своим владениям, полностью переняли религию русских - православие, культуру и язык. Фактически Великое княжество Литовское становится южнорусским государством с князьями-литвинами. Но затем произошло непоправимое: Великий князь Литовский ради того, чтобы одновременно считаться и королем Польским, соединяет в единую державу Литву и Польшу в Речь Посполитую.

Соединение произошло в результате Люблинской унии в 1569 году, но это было только полбеды. Беда пришла в 1596 году, когда в октябре решением собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте, было проведено присоединение православных к католической церкви, принято католическое вероисповедание, а церковь подчинена власти Римского Папы. В большей своей части епископат и представители княжеских родов приняли унию и отреклись от православия.

Естественно, это было обусловлено личными, меркантильными интересами. А вот основная масса народа - священство, казаки, мещане и крестьянство унию не приняли, за что и были подвергнуты жесточайшим репрессиям. Над православием западной Руси опустился униатский черный занавес. Известно, что действие рождает противодействие. И таковым стали многочисленные восстания крестьян и казаков, направленные не столько против социального гнета, сколько против религиозного насилия, которым подвергался наш народ. Не было года, что бы в Украине не поднималось восстание. Самыми мощными выступлениями были восстание под руководством Марка Жмайла в 1625 году, в 1630-м - Тараса Федоровича (Трясило), в 1637-м - Павлюк, а в марте 1638 года Острянина, Гуни и Скидана. Но все они были потоплены в крови. И, естественно, меры устрашения после этого ожесточались. Фактически православие оказалось под запретом. Распространенным явлением в Украине стало превращение православных храмов и монастырей в костелы, а прихожан - в униатов. Кто сопротивлялся - тех уничтожали. Фактически, в Новгород-Северском, Нежине, Лубнах, Чернигове православных храмов почти не осталось. В Почаеве один из магнатов захватил все монастырские земли, а в самом монастыре устроил корчму.

Православные за людей не считались - "хлоп хуже собаки". Их можно было без страха наказания грабить, насиловать, избивать, даже убивать. Умерших, если они отпевались по греческому обряду, запрещалось вывозить через городские ворота, а только через те, из которых вывозили нечистоты. Издевательствам подвергались все, не взирая на возраст и пол. Особенно дети - иезуиты знали, как давить на православных родителей. В 1645 году послы волынской шляхты на заседании Сейма отмечали, что такому национальному и религиозному угнетению, как в Украине, не подвергаются даже греки в турецкой неволе.

Вот и приходилось, когда не оставалось никакой надежды, бросив все, бежать - бежать в единоверную Россию, на землю, получившую впоследствии имя "Слобожанщина".

Понятие "Слобода" происходит от слова свобода. Слобожанщина - свободная земля. С одной стороны, свободная от поселений, с другой - от духовного и национального рабства. Уходили сюда люди, свободные и сильные, не боящиеся трудностей и невзгод. Способные держать в руках и саблю, и плуг. Ведь приходилось, оставив все нажитое добро, а часто и семьи, уходить в неизвестность, на дикие необжитые места, где была постоянная угроза татарских набегов... Но все же - свобода! За короткое время поселенцы, отбивая постоянные набеги крымских татар, создали богатейший край с мощной экономикой, самобытной культурой и героической историей.

Первые переселения на территории современной Слобожанщины начали появляться еще в конце XVI века, когда в район Путивля, Рыльска, Цареборисова и других городов-крепостей пришли первые беженцы. Но активизировалось переселение украинцев на землю Русского государства после поражения восстания 1638 года. Тогда только в Белгороде было принято на службу около четырех тысяч украинских переселенцев. В июле 1639 года в Путивле, Короче, Ливнах и Ельце расселено 10 тысяч вооруженных казаков. В 1640-1645 годах поток беженцев усилился до 30 тысяч. В это время появились первые поселения и у нас на Сумщине. За короткое время основаны Краснополье, Недригайлов, Вольный... В 1642 году появляется село Старое (ныне Красное), которое и стало в будущем базой для строительства Сумской крепости.

После ужасов польского гнета, переселенцы столкнулись на новом месте с совсем другим к себе отношением. По указам Московского царя Алексея Михайловича для новых подданных строятся города, жилье, церкви; отпускается за счет казны оружие, одежда, продовольствие; выдаются подъемные на семена, молодняк птицы и скота. Людей наделяли землей - вернее, позволяли занимать ее кто сколько сможет обработать. Отсюда и название земель - займанщины. Новое население было полностью освобождено от всех видов налогов и сборов. А требовалось только одно - верно служить, защищая кордоны от внешних врагов, прежде всего татар. Так что неудивительно, что за короткое время этот край расцвел, став житницей не только России. Торговали продовольствием по всей Европе, а к началу XX века местные купцы и промышленники выбрались и за океан. Уровень начального и среднего образования, как и продолжительности жизни, был здесь одним из самых высоких по России. Количество населения резко возросло. Если к началу XVIII века население Сумского полка уже составляло 42931 человек, то к 1773 году выросло еще на 100%.

Сумчане, в памяти которых оставалась боль воспоминаний о прошлой жизни в Речи Посполитой, с любовью восприняли свою новую родину. Неудивительно, что любые призывы оставить царскую службу, предать клятву и крестное целование, а тем более перейти на польскую службу встречали самый жесткий и решительный отпор. После того как Иван Выговский пытался переманить Сумского полковника Герасима Кондратьева на свою сторону, получил заслуженный ответ: "...Выговский или глуп от природы или одурел по смерти Богдана, что слобожане - не гетманцы и за бесчестие считают равняться с ними, после их измены царю и присяге, что они верно и прежде служили Его Пресветлому Царскому Величеству и всегда на том останутся". Конечно, Выговский послал тут же крымских татар на Сумы, но они были отбиты. Да не только Выговский. Уничтожить Сумы и сумчан с помощью татар пытались и правобережный пропольский гетман Павел Тетеря в 1663 году, и левобережный Иван Брюховецкий в 1668 году. Они мстили сумским казакам за то, что те не поддержали их выступления против Москвы. Но слобожан тяжело было переубедить пойти против своей совести и крестной клятвы. Даже если представить, что старшина могла купиться на многообещающие посулы того же Выговского, их ждал бы жесточайший отпор со стороны простых людей.

В наше время принято рассуждать о том, как бы поступил Кондратьев и другие слободские казаки в той или иной ситуации, о чем они думали и какие решения могли принять. И очень часто в голову слобожан вкладывают мысли и мечты, сообразные нынешней политической конъюнктуре, особенно исследователями националистического толка. Им просто не понять, что люди, выстрадавшие свою свободу и веру, никогда не пошли бы за авантюристами типа Выговского или Брюховецкого, впрочем, как и за нынешними их почитателями.

Сергей Кондратенко, историк


 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Непраздничные мысли

Читать статьюо судьбе исторических ценностей Сум

В 2010-м Сумы c размахом отпраздновали свое 355-летие. Но торжества остались в прошлом, а сегодняшнее историческое состояние города иначе, как катастрофическим, и не назовешь!

Именно так считают местные краеведы. А потому свое возмущенное... Читать статью полностью

История, заросшая сорняком

Читать статьюПочему парк-памятник садово-паркового искусства "Низовской" в таком плачевном состоянии?

В 20 километрах от Сум, в долине реки Псел находится село Низы. Основал его 348 лет назад полковник Герасим Кондратьев, которому мы обязаны появлением города Сумы. Когда-то на территории здешней... Читать статью полностью